Экзамен в ГИБДД состоит из теоретической и практической части.
В теоретической части экзамена вам предстоит ответить на 20 вопросов. Проверяют знание ПДД, требований к транспортным средствам и безопасному вождению, правил первой помощи при ДТП.
Водители легковых и грузовых автомобилей сдают практический экзамен в городе. Для проверки навыков парковки и маневрирования используются малозагруженные улицы. Если подходящих улиц нет, часть экзамена могут провести на автодроме. Точный маршрут заранее неизвестен — инспектор определяет его во время экзамена.
Водители мотоциклов сдают практический экзамен на автодроме.
На практическом экзамене за каждое нарушение назначают штрафные баллы. Если набрать 5 баллов, экзамен закончится и водителя отправят на пересдачу. При грубых нарушениях экзамен завершится сразу, например если не пристегнуться перед поездкой.
По итогам экзамена инспектор ставит общую оценку: «сдал», «не сдал».
Сроки пересдач
первая и вторая пересдачи теории — не раньше чем через 7 дней и не позднее чем через 30 дней
первая и вторая пересдачи практического экзамена — не раньше чем через 7 дней и не позднее чем через 60 дней
следующие пересдачи — не раньше чем через месяц и не позднее чем через 3 месяца
Пересдавать экзамен можно неограниченное количество раз. Дополнительная плата за пересдачу не взимается.
После успешной сдачи экзамена сотрудник ГИБДД запишет вас на фотографирование и выдачу прав. Водительские права в России действуют 10 лет. Для продления сдавать экзамен заново не придётся, но надо будет получить медицинскую справку.
Госпошлина за оформление водительского удостоверения — 2000 ₽. На Госуслугах её можно оплатить онлайн со скидкой в 30% — 1400 ₽
Право на управление транспортными средствами предоставляется:
с 16 лет на управление лёгкими мотоциклами (А1) и мопедами (М)
с 18 лет на легковые (В) и грузовые (С) автомобили
с 21 года на автобусы (D)
Получить права на управление автомобилями и автобусами с тяжелыми прицепами (ВЕ, СЕ и DE) можно только после года водительского стажа с соответствующей категорией без прицепа.
Общие условия выполнения упражнений
Практический экзамен проводится путем последовательного или поочередного выполнения упражнений.
При последовательном выполнении упражнений кандидатом в водители выполняются все упражнения, предусмотренные для проведения экзамена на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, в последовательности, определенной схемой организации движения на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке.
В случае отсутствия условий для последовательного выполнения упражнений проведение экзамена осуществляется путем их поочередного выполнения, при котором кандидаты в водители поочередно выполняют одно из упражнений, предусмотренных для проведения экзамена на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, и затем приступают к выполнению следующего упражнения.
Выполнение упражнений начинается по команде экзаменатора
МАНЕВРЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
КАТЕГОРИЙ «В» И ПОДКАТЕГОРИЙ
Общие условия выполнения маневров
При проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категории «В» проверка навыков управления транспортными средствами указанных категорий и подкатегорий при выполнении маневров, предусмотренных подпунктами «а» — «д» и «у» пункта 14 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 10971 2, осуществляется на закрытых площадках, автодромах, в том числе автоматизированных, территориях, имеющих твердое покрытие и ограниченных для движения иных транспортных средств и пешеходов1, и (или) участках дорог с малоинтенсивным движением, тупиковых участках дорог, преимущественно за пределами жилой застройки.
Проверка выполнения маневров, предусмотренных подпунктом «а» — «д» и «у» пункта 14 Правил, осуществляется в соответствии со схемами (рисунками) и размерами, указанными в настоящем приложении к Административному регламенту.
Для контроля соблюдения условий выполнения маневров используются линии дорожной разметки, бордюры, края дороги (территорий), разметочные конуса или иные способы обозначения границ.
В целях контроля пересечения габаритами транспортного средства (состава транспортных средств) задних границ в случаях, установленных подпунктом 20.3 пункта 20 настоящего приложения к Административному регламенту, могут применяться разметочные стойки в местах, указанных в схемах (рисунках) настоящего приложения к Административному регламенту. Высота разметочных стоек должна быть не менее 1 м.
В целях проверки выполнения кандидатом в водители маневров, предусмотренных подпунктами «а» — «г», «у» пункта 14 Правил, допускается нахождение экзаменатора и кандидата в водители снаружи экзаменационного транспортного средства после завершения маневра или прекращения его выполнения в случае, установленном пунктом 6 настоящего приложения к Административному регламенту, и остановки транспортного средства.
Проверка выполнения маневра, определенного подпунктом «д» пункта 14 Правил, осуществляется на наклонном участке дороги (территории) или эстакаде с продольным уклоном в пределах 8-16 процентов включительно.
В случае совершения кандидатом в водители одной из ошибок, предусмотренных критериями принятия решения о выполнении маневра, установленными настоящим приложением к Административному регламенту, проверка выполнения маневра прекращается и кандидату в водители предоставляется возможность повторного выполнения данного маневра.
Маневр «Постановка транспортного средства на место стоянки
при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов»
Проверка выполнения маневра на транспортном средстве категории «В» осуществляется на участках дорог с малоинтенсивным движением с использованием имеющихся размеченных мест для стоянки (парковки).
В случае отсутствия условий для выполнения маневра, указанных в пункте 7 настоящего приложения к Административному регламенту, проверка выполнения маневра осуществляется в соответствии со схемой и размерами, указанными на рисунке .
При выполнении маневра кандидат в водители:
маневрируя задним ходом, устанавливает транспортное средство на месте стоянки (парковки) так, чтобы проекции габаритов транспортного средства (за исключением боковых зеркал заднего вида) после завершения маневра не пересекали границы, при этом допускается повторное включение передачи заднего хода; фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии и сообщает экзаменатору о завершении маневра;
по команде экзаменатора покидает место стоянки (парковки).
Маневр может выполняться как с левой, так и с правой стороны от места стоянки (парковки). Направление выезда из места стоянки (парковки) определяется экзаменатором.
Критериями принятия решения о выполнении маневра являются:
Отсутствие использования включения передачи заднего хода три и более раз.
Отсутствие пересечения габаритами транспортного средства (за исключением боковых зеркал заднего вида) либо наезда колесом на боковые или заднюю границы в ходе выполнения маневра.
По завершении маневра транспортное средство расположено внутри места стоянки (парковки), при этом проекции габаритов транспортного средства (за исключением боковых зеркал заднего вида) не пересекают границ.
Схема маневра «Постановка транспортного средства на место стоянки
при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов»
Маневр «Постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару
(краю проезжей части) при движении задним ходом»
Проверка выполнения маневра на транспортном средстве категории «В» осуществляется на участках дорог с малоинтенсивным движением с использованием имеющихся размеченных мест для стоянки (парковки).
В случае отсутствия условий для выполнения маневра, указанных в пункте 13 настоящего приложения к Административному регламенту, проверка выполнения маневра осуществляется в соответствии со схемой и размерами, указанными на рисунке .
При выполнении маневра кандидат в водители: маневрируя задним ходом, устанавливает транспортное средство на месте стоянки (парковки) так, чтобы проекции правого габарита транспортного средства (за исключением боковых зеркал заднего вида) после завершения маневра не пересекали границы, при этом допускается повторное включение передачи заднего хода ; фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии и сообщает экзаменатору о завершении маневра; по команде экзаменатора покидает место стоянки (парковки).
Критериями принятия решения о выполнении маневра являются:
Отсутствие использования включения передачи заднего хода три и более раз.
Отсутствие наезда на боковую границу места стоянки (парковки), находящуюся справа от транспортного средства, два и более раз.
Отсутствие пересечения габаритами транспортного средства (за исключением боковых зеркал заднего вида) либо наезда колесом на переднюю или заднюю границы в ходе выполнения маневра.
По завершении маневра транспортное средство расположено внутри места стоянки (парковки), при этом проекции габаритов транспортного средства (за исключением боковых зеркал заднего вида) не пересекают границы места стоянки (парковки).
Маневр «Разворот транспортного средства в ограниченном пространстве
(при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом»
Проверка выполнения маневра на транспортном средстве категории «В» осуществляется на участках дорог с малоинтенсивным движением, имеющих две полосы для движения, без использования обочин или прилегающих территорий.
В случае отсутствия условий для выполнения маневра, указанных в пункте 21 настоящего приложения к Административному регламенту, проверка выполнения маневра осуществляется в соответствии со схемой и размерами, указанными на рисунке .
Кандидат в водители: выполняет разворот при однократном включении передачи заднего хода; продолжает движение в обратном направлении .
Критериями принятия решения о выполнении маневра являются:
Отсутствие использования включения передачи заднего хода два и долее раз.
Отсутствие съезда колесом с проезжей части дороги.
Отсутствие пересечения габаритами транспортного средства (за исключением боковых зеркал заднего вида) или наезда колесом на границы в ходе выполнения маневра.
Маневр «Остановка и начало движения на подъеме и на спуске»
Проверка выполнения маневра осуществляется с использованием наклонного участка дороги (территории) либо эстакады, указанных в пункте 5 настоящего приложения к Административному регламенту.
Кандидат в водители: осуществляет движение вперед на наклонном участке и по команде экзаменатора (при нахождении всех колес транспортного средства (тягача в составе транспортных средств) на участке подъема (спуска) останавливает транспортное средство на участке подъема (спуска); фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии стояночным или рабочим тормозом; по команде экзаменатора продолжает движение в прямом направлении.
Критериями принятия решения о выполнении маневра являются:
Фиксация транспортного средства (тягача в составе транспортных средств) в неподвижном состоянии на участке подъема (спуска).
Отсутствие использования тормозной системы транспортного средства после начала движения на участке подъема.
Отсутствие вмешательства экзаменатора в дублирующие органы управления транспортного средства с целью остановки неконтролируемого отката транспортного средства.